Практика

Отменят ли отсрочку для студентов, получающих второе высшее образование

Отменят ли отсрочку для студентов, получающих второе высшее образование
Все чаще от народных депутатов поступают инициативы по сужению перечня лиц, подлежащих отсрочке от призыва на военную службу. В том числе это касается студентов, которые учатся по дневной форме обучения, но получают второе или третье образование.

Так, 04.09.2023 в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в статью 23 Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации"".
Проектом Закона предлагается изложить в новой редакции абзац второй и третьей части третьей статьи 23 Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации".

Так, вместо действующей редакции абзаца второй части третьей статьи 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» о том, что призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период не подлежат «соискатели профессиональной (профессионально-технической), профессиональной высшей и высшей образования, ассистенты-стажеры, аспиранты и докторанты, обучающиеся по дневной или дуальной форме получения образования;» предлагается новая редакция следующего содержания:

«соискатели профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, которые по дневной или дуальной формам получения образования получают уровень образования, который выше ранее полученного уровня образования в последовательности, определенной Законом Украины «Об образовании», если обучение было начато не позднее года достижения соискателем образования 30-летнего возраста, а также докторанты, обучающиеся по дневной или дуальной форме получения образования».
Ранее юристы юридической компании INSEININ объясняли невозможность принятия данного законопроекта из-за наличия нарушений принципов равенства, недискриминации и базового конституционного права на образование.
Комитет по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз (далее-Комитет) предоставил свое заключение по законопроекту от 12.09.2023 года.

Решением Комитета проект Закона в предложенной редакции не соответствует праву Европейского Союза, поскольку не обеспечивает соответствие принципам равенства и недискриминации.

Свою позицию Комитет аргументирует следующим: общественные отношения, возникающие в процессе реализации предусмотренного статьей 53 Конституции Украины права человека на образование, регулирует Закон Украины «Об образовании». В статье 3 настоящего Закона отмечено, что право на образование включает право получать образование на протяжении всей жизни. Анализ этого положения позволяет сделать вывод, что лица, получающие второе или последующее высшее образование по другой специальности с целью овладения новой профессией не должны подвергаться дискриминации на основании наличия предыдущего высшего образования или его уровня. Кроме того, в данной статье отмечается, что право на образование гарантируется, в частности, независимо от возраста, а также других обстоятельств и признаков. Это право личности может реализовываться путем получения образования на разных уровнях образования, в разных формах и разных видов. Также право на образование не может быть ограничено законом.

Поэтому если целью и задачами принятия этого законопроекта, как указано в пояснительной записке, есть: «утверждение в Украине верховенства права; обеспечение защиты национальных интересов в сфере национальной безопасности и обороны Украины; устранение социальной несправедливости в исполнении конституционного долга гражданами по защите Родины; утверждение конституционной нормы о равенстве всех граждан перед Законом; увеличение мобилизационных способностей государства и Вооруженных Сил Украины», то должно быть предусмотрено одинаковое регулирование для всех лиц, принадлежащих группам, о которых говорится в законопроекте, без различения по возрасту и наличии предварительного образования и/или его уровня.

Равенство и недопустимость дискриминации личности являются фундаментальными ценностями не только Европейского Союза, но и конституционными принципами национальной правовой системы Украины. Право граждан на равенство предусмотрено в статье 24 Конституции Украины и в соответствии со статьей 64 Конституции Украины не может быть ограничено в условиях военного или чрезвычайного положения.

Поэтому, по мнению юристов юридической компании INSEININ данный законопроект не подлежит принятию из-за нарушений европейских норм и принципов равенства и недискриминации.
В юридической компании INSEININ есть команда квалифицированных адвокатов, имеющих значительный опыт в сфере получения отсрочки от мобилизации. Наши адвокаты обеспечивают комплексный подход к решению проблем клиентов и оказывают им необходимую поддержку на каждом этапе дела.

Для получения консультации можно обращаться по телефонам +380 97 507 06 53 или +380 93 228 01 24 (WhatsApp, Viber, Telegram).

Оставляйте форму обратной связи —ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Также вы можете РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ УСЛУГИ