Практика

Новый закон по уходу за престарелыми

Новый закон  по уходу за престарелыми

Новый закон по уходу за престарелыми в Украине: правовые аспекты и изменения

В Украине вопросы ухода за пожилыми людьми становятся все более актуальными из-за демографических изменений и роста числа граждан пенсионного возраста. В 2025 году украинское законодательство претерпело изменения, направленные на совершенствование системы социальной защиты пожилых людей, в частности через обновление нормативной базы по оформлению ухода. Эта статья раскрывает ключевые аспекты нового законодательства об уходе за престарелыми, объясняет основные понятия, анализирует изменения и предоставляет практические рекомендации по оформлению ухода.

Определение ключевых понятий

  1. Уход за престарелыми – комплекс социальных, медицинских, бытовых и юридических услуг, направленных на обеспечение потребностей пожилых людей, которые из-за состояния здоровья, возраста или других обстоятельств не могут самостоятельно выполнять основные жизненные функции (самообслуживание, передвижение, питание и т.д.).
  2. Пожилой человек – гражданин Украины, достигший пенсионного возраста (обычно 60 лет и старше) или нуждающийся в постоянном уходе из-за когнитивных нарушений, хронических заболеваний или других ограничений, установленных медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) или врачебно-консультационной комиссией (ВКК).
  3. Постоянный уход – форма ухода, предоставляемая на регулярной основе родственниками, профессиональными сиделками или социальными работниками для обеспечения жизненных потребностей пожилого человека. Постоянный уход может быть оформлен официально для получения социальных выплат и других гарантий.
  4. Социальные выплаты за уход – денежная помощь, предоставляемая государством лицам, осуществляющим уход за престарелыми или лицами с инвалидностью. Размер выплат зависит от категории подопечного и степени его потребности в уходе.
  5. Орган социальной защиты населения – государственный орган, ответственный за оформление ухода, назначение социальных выплат и контроль за их целевым использованием. В Украине это, как правило, управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) по месту жительства.
  6. Мобилизация и отсрочка – в условиях военного положения в Украине лица, осуществляющие уход за престарелыми, могут претендовать на отсрочку от мобилизации при условии официального оформления ухода и подтверждения отсутствия других лиц, способных обеспечить уход.

Законодательная база

Уход за престарелыми в Украине регулируется рядом нормативно-правовых актов, которые в 2025 году были уточнены и обновлены:

Ключевые изменения в 2025 году

В 2025 году законодательство Украины об уходе за престарелыми претерпело следующие основные изменения:
  1. Упрощение процедуры оформления ухода. Постановление КМУ № 930 от 16 августа 2024 года отменило необходимость предоставления акта установления факта ухода для лиц, ухаживающих за пожилыми родственниками. Достаточно медицинского заключения МСЭК или ВКК о необходимости постоянного ухода.
  2. Автоматизация проверки данных. Благодаря интеграции государственных реестров (Единый государственный реестр лиц, нуждающихся в социальной защите, и другие) органы социальной защиты могут автоматически проверять данные о состоянии здоровья пожилого человека и наличии других лиц, обязанных его содержать.
  3. Расширение оснований для отсрочки от мобилизации. С 2024 года отсрочка от мобилизации для лиц, ухаживающих за престарелыми, не зависит от наличия других родственников, способных осуществлять уход. Это касается супругов или других близких родственников, нуждающихся в постоянном уходе по заключению МСЭК или ВКК.
  4. Увеличение социальных выплат. В 2025 году размер компенсационных выплат за уход за престарелыми, достигшими 80 лет, или лицами с инвалидностью I или II группы привязан к прожиточному минимуму. Например, помощь составляет от 50% до 75% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (на 2025 год – примерно 1770–2656 грн).
  5. Цифровые сервисы. Оформление ухода частично доступно через портал «Дія» или приложение «Резерв+» для лиц, одновременно претендующих на отсрочку от мобилизации. Это позволяет подавать заявления и документы онлайн.

Кто может оформить уход за престарелыми?

Уход за престарелыми могут оформить:
  • Родственники (дети, внуки, супруги), проживающие вместе с пожилым человеком или отдельно, но фактически осуществляющие уход.
  • Непрофессиональные сиделки – лица, не имеющие специальной подготовки, но готовые обеспечивать уход на постоянной основе.
  • Профессиональные сиделки – социальные работники или лица, прошедшие специальное обучение, утвержденное Министерством социальной политики Украины.

Требования к лицам, осуществляющим уход

  • Трудовой статус: лицо, оформляющее уход, должно быть официально не трудоустроенным и не получать других социальных выплат (например, пособия по безработице).
  • Возраст и здоровье: ухаживающий должен быть трудоспособного возраста и иметь удовлетворительное состояние здоровья, подтвержденное медицинской справкой.
  • Отсутствие судимостей: лицо не должно иметь судимостей за преступления против жизни, здоровья или морали.
  • Отсутствие конфликта интересов: ухаживающий не может иметь личных или имущественных интересов, противоречащих интересам пожилого человека.

Процедура оформления ухода за престарелыми

Оформление ухода за престарелыми включает несколько этапов:

Этап 1: Сбор документов

Для оформления ухода необходимо подготовить:
  • Заявление о назначении ухода (форма утверждена приказом Министерства социальной политики Украины № 96 от 22 февраля 2012 года).
  • Копии паспортов и идентификационных кодов (РНОКПП) пожилого человека и ухаживающего.
  • Трудовую книжку ухаживающего с отметкой об отсутствии трудоустройства.
  • Медицинское заключение МСЭК или ВКК о необходимости постоянного ухода (выдается по месту жительства пожилого человека).
  • Справку о составе семьи или выписку из реестра о совместном проживании (при необходимости).
  • Справку о доходах ухаживающего за последние 6 месяцев.
  • Документы, подтверждающие родственные связи (свидетельство о браке, рождении и т.д.).
  • Справку об отсутствии судимостей ухаживающего.

Этап 2: Обращение в орган социальной защиты

Заявление и документы подаются в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства пожилого человека. В некоторых случаях возможна подача документов через портал «Дія» или ЦПАУ (Центр предоставления административных услуг).

Этап 3: Проверка условий

Органы социальной защиты могут провести обследование жилищно-бытовых условий пожилого человека и ухаживающего. По итогам составляется акт, подтверждающий возможность осуществления ухода.

Этап 4: Назначение ухода и выплат

После рассмотрения документов (в течение 10–30 дней) УТСЗН выдает решение о назначении ухода и, при необходимости, компенсационных выплат. Ухаживающий получает удостоверение, подтверждающее его статус.

Этап 5: Контроль

Органы социальной защиты периодически проверяют выполнение обязанностей ухаживающим, в том числе путем выездных проверок. Ухаживающий обязан ежегодно подавать отчет о состоянии пожилого человека и использовании выплат.

Связь с отсрочкой от мобилизации

Одним из важных аспектов нового законодательства является возможность получения отсрочки от мобилизации для лиц, ухаживающих за престарелыми. Согласно пункту 9 части 1 статьи 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», отсрочка предоставляется военнообязанным, которые:
  • Осуществляют постоянный уход за пожилыми родителями, супругами или другими близкими родственниками, нуждающимися в уходе по заключению МСЭК или ВКК.
  • Официально оформили уход через органы социальной защиты или имеют документы, подтверждающие факт ухода (медицинское заключение, справка о выплатах).

Процедура оформления отсрочки

  1. Подать заявление в ТЦК и СП по месту воинского учета.
  2. Предоставить документы: медицинское заключение МСЭК/ВКК, справку о назначении ухода, документы, подтверждающие родственные связи, и справку об отсутствии других лиц, обязанных осуществлять уход (при необходимости).
  3. Ожидать решения ТЦК (до 7 рабочих дней). В 2025 году проверка данных может осуществляться через государственные реестры, что ускоряет процесс.

Важные нюансы

  • Отсрочка предоставляется на период действия оснований (например, до улучшения состояния здоровья пожилого человека или появления других лиц, способных осуществлять уход).
  • В случае непредоставления ухода или предоставления недостоверных данных отсрочка может быть аннулирована.

Практические нюансы и вызовы

  1. Медицинское заключение. Получение заключения МСЭК или ВКК может быть длительным процессом, особенно в условиях военного положения. Рекомендуется обращаться в медицинские учреждения заблаговременно.
  2. Финансовая поддержка. Компенсационные выплаты за уход не всегда покрывают расходы, связанные с уходом. Ухаживающие могут обращаться в местные бюджеты за дополнительной материальной помощью (подгузники, медицинские средства и т.д.).
  3. Юридические риски. Неправильное оформление документов или несоответствие требованиям может привести к отказу в назначении выплат или отсрочки. Рекомендуется привлекать юристов для проверки документов.
  4. Цифровизация. Хотя портал «Дія» и «Резерв+» упрощают подачу документов, не все пожилые люди или ухаживающие имеют доступ к цифровым сервисам. В таких случаях необходимо личное обращение в УТСЗН или ЦПАУ.

Часто задаваемые вопросы

Нужно ли совместное проживание для оформления ухода?

Нет, совместное проживание не является обязательным условием, но органы социальной защиты могут проверять факт осуществления ухода путем выездных проверок.

Можно ли оформить уход за пожилым человеком, проживающим за границей?

На данный момент оформление ухода за границей затруднено, поскольку процедура требует взаимодействия с украинскими органами социальной защиты. Однако ухаживающие могут обращаться в консульские учреждения для уточнения деталей.

Какие выплаты предусмотрены за уход за престарелыми в 2025 году?

Размер выплат зависит от категории пожилого человека. Например, за уход за лицами старше 80 лет или с инвалидностью I–II группы выплачивается 50–75% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Выводы и рекомендации

Новый закон и обновленные нормативные акты 2025 года об уходе за престарелыми в Украине направлены на упрощение процедур, повышение доступности социальных выплат и защиту прав лиц, осуществляющих уход. Однако успешное оформление ухода и получение связанных льгот, таких как отсрочка от мобилизации, требует тщательной подготовки документов и соблюдения законодательных требований.
Юридическая компания INSEININ рекомендует:
  1. Заблаговременно получить медицинское заключение МСЭК или ВКК о необходимости постоянного ухода.
  2. Проверить соответствие документов требованиям законодательства перед подачей в УТСЗН или ТЦК.
  3. Обращаться к профессиональным юристам для сопровождения процесса оформления ухода, особенно при возникновении сложностей с получением выплат или отсрочки.
Если у вас есть вопросы по оформлению ухода за престарелыми, получению социальных выплат или отсрочки от мобилизации, обращайтесь в Юридическую компанию INSEININ. Наши специалисты предоставят квалифицированную консультацию и помогут решить все юридические аспекты этого процесса.
В Юридической компании INSEININ есть команда квалифицированных адвокатов, имеющих значительный опыт в сфере вопросов по оформлению ухода

Для получения консультации можно обращаться по телефонам +380 97 507 06 53 или +380 93 228 01 24.

🔐Напишите нам на:

Оставляйте форму обратной связи —ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Также вы можете РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ УСЛУГИ

ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ ПО ТЕМЕ В 👉TELEGRAM📲